Бочкарёв: готов тоннель на соединительной ветке между Коммунарской линией метро и БКЛ

СтройБезопасностьНовостиБочкарёв: готов тоннель на соединительной ветке между Коммунарской линией метро и БКЛ

Бочкарёв: готов тоннель на соединительной ветке между Коммунарской линией метро и БКЛ

16 ноября 2020

Завершена щитовая проходка тоннеля вспомогательной ветки, предназначенной для перегона поездов между Большой кольцевой (БКЛ) и Коммунарской линиями метро, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв.

«Шестиметровый тоннелепроходческий комплекс «Полина» финишировал в районе станции метро «Улица Новаторов». Проходка тоннеля шла в сложных геологических условиях: в смешанных грунтовых массивах и в плотной городской застройке, под коммуникациями, примыкающими к Ленинскому проспекту в районе его пересечения с улицей Новаторов», – сказал Андрей Бочкарёв.

Начать просмотр

ВОПРОСЫ#5
Большая кольцевая линия метро

  • БКЛ (Большая кольцевая линия метро)

Большая кольцевая линия метро

  • вопрос 1

    Что такое БКЛ?

  • вопрос 2

    Преимущества БКЛ

  • вопрос 3

    Какие станции уже введены?

  • вопрос 4

    Когда запустят кольцо?

  • вопрос 5

    Новые технологии при строительстве БКЛ

Большая кольцевая линияМосковского метрополитена – крупнейший в мире проект метростроения. Длина БКЛ составит 70 км с 31 станцией и тремя электродепо.

БКЛ может стать самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего «чемпиона» среди подземных колец – Вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).

Первые идеи строительства БКЛ в Москвеотносятся к 1985 году. Но из-за недостатка ресурсов и других причин к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Решение начать строительство БКЛ принял мэр Москвы Сергей Собянин в 2011 году. Работы стартовали в ноябре того же года.

Назад

Большое кольцо соединит все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующего кольца.

Со станций БКЛ можно будет сделать:

  • 19 пересадок на другие линии метро;
  • 4 пересадки на Московское центральное кольцо (МЦК);
  • 6 пересадок на Московские центральные диаметры (МЦД);
  • 11 пересадок на линии железной дороги.

В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

  • Рублево-Архангельскую линию – от станции «Улица Народного Ополчения»;
  • Коммунарскую линию – от станции «Улица Новаторов»;
  • Бирюлевскую линию – от «Кленового бульвара».

Назад

На БКЛ запущены 9 станций метро.

Первые пять станций открыли в феврале 2018 года: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Длина участка – 10,5 км. Его запускулучшилтранспортную ситуацию в четырех районах столицы: Хорошевский, Аэропорт, Тимирязевский, Савёловский и в деловом центре «Москва-Сити».

В декабре 2018 года открылась «Савёловская», одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ: глубина заложения превышает 65 метров. Метро в шаговой доступности получили почти 240 тыс. жителей районов Беговой, Савёловский, Бутырский, Марьина Роща. Они могут без пересадок добраться от Савёловского вокзала до Новой Москвы (станция метро «Рассказовка»).

29 марта 2020 года открыли еще три станции БКЛ — «Авиамоторная», «Лефортово» и «Нижегородская». Пока не будет полностью готов восточный радиус Большого кольца, они будут работать в составе Некрасовской линии.

Назад

Работы по проектированию и строительству развернуты на всех участках БКЛ.

Замкнуть кольцо планируется к 2023 году.

Назад

Вибропути. Поезда ходят по плите, «подвешенной» на вибропружинах. Когда на платформу подъезжает состав, пути амортизируют. Применение этой технологии практически нейтрализует вибрационное воздействие на здания,находящиеся на поверхности.

Колонны дымоудаления. В случае экстренной ситуации они «вытянут» дым с платформы.

Противопожарные «шторы». Так, на станции метро «Петровский парк» они спрятаны на «балконах» у перехода на зеленую ветку. Шторы выдвигаются, если на станции возникнет пожар или задымление. Они сделаны из специальной ткани,и в случае нештатной ситуации смогут отсечь открытые источники огня и не допустить распространения дыма.

Назад

По словам главы Стройкомплекса, на соединительной ветке будет один тоннель, который предназначен для обеспечения необходимого количества подвижного состава для Коммунарской линии метро.

Начать просмотр

ВОПРОСЫ#3
Коммунарская линия метро

  • Коммунарская линия метро

Коммунарская линия метро

  • вопрос 1

    Где пройдет Коммунарская линия метро?

  • вопрос 2

    Как строят Коммунарскую линию метро?

  • вопрос 3

    Зачем строят Коммунарскую линию метро?

Коммунарская – новая радиальная линия метро. Она пройдет от станции Московского центрального кольца (МЦК) Крымская через «Академическую» Калужско-Рижской линии метро, пересечется с Большой кольцевой линией (БКЛ) метро на «Улице Новаторов» и дойдет до Новой Москвы.

Станции построят в районах Академический, Коньково, Теплый Стан и Проспект Вернадского.

Затем линию планируется продлить вдоль Калужского шоссе, через поселение Мосрентген и поселок Коммунарка.

Назад

Ее строят поэтапно, участками. Уже ведется сооружение первого участка: «Улица Новаторов» – «Севастопольский проспект» и пересадка на МЦК Крымская. Здесь начали прокладывать три тоннеля от станции «Университет Дружбы народов» до «Улицы Новаторов».

Второй участок – «Улица Новаторов» – «Славянский мир». Здесь провели публичные слушания и утвердили проект.

На третьем участке «Мамыри» – «Бачуринская» («Столбово») только утвердили проект.

Сейчас разрабатывается проект планировки четвертого участка – от станции «Коммунарка» до города Троицка. Он определит трассировку линии, размещение станций и электродепо.

Подробнее о размещении станций Коммунарской веткичитайте в нашем специальном разделе.

Назад

Без этой ветки столичная подземка не справится с растущими нагрузками:через несколько лет жители районов Академический, Гагаринский и Ломоносовский просто не смогут сесть в вагоны на станциях «Университет» Сокольнической и «Академическая» Калужско-Рижской линий. Поскольку транспортная инфраструктура этих станций не справится с постоянно увеличивающимся количеством пассажиров метро.

Назад

Как рассказал генеральный директор АО «Мосинжпроект» (инжиниринговый холдинг выступает управляющей компанией по строительству новых линий и станций московского метро) Юрий Кравцов, проходка тоннеля ведется в два этапа.

«На первом этапе щит «Полина» прошел 162 метра от расположенной между двумя линиями монтажной камеры до станции «Улица Новаторов» БКЛ, затем он был разобран и перевезен обратно, после чего им был пройден второй, 152-метровый участок до Коммунарской линии. Длина тоннеля составила более 300 метров», – пояснил Юрий Кравцов.

Начать просмотр

ВОПРОСЫ#6
Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

  • тоннелепроходческий щит
  • ТПМК

Как строят тоннели метро и что такое ТПМК

  • вопрос 1

    Что такое ТПМК?

  • вопрос 2

    Кто изобрел ТПМК?

  • вопрос 3

    Внедрение ТПМК в России

  • вопрос 4

    Как работает ТПМК

  • вопрос 5

    ТПМК: «шестерки» и «десятки»

  • вопрос 6

    Почему ТПМК называют женскими именами?

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (также тоннелепроходческий щит, ТПМК) – машина для строительства тоннелей метро.

В 1930-е годы первые станции столичной подземки строились вручную: киркой и лопатой. Сегодня в арсенале метростроителей – передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием «проходческий щит». Ее можно сравнить со «стальным червем», который сверлит путь в толще породы, оставляя за собой готовый тоннель.

Назад

По легенде, изобретатель первого в мире проходческого щита англичанин Марк Брунель действительно придумал такую конструкцию после того, как во время службы во флоте пригляделся к «работе» корабельного червя. Он заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной, с помощью зазубренных краев которой червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Идея машины оформилась в конструкцию в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к Брунелю с просьбой спроектировать тоннель под Невой в Санкт-Петербурге. Правда, в России инженеру поработать не удалось – император решил возвести в намеченном месте мост. Однако в 1818 году первый щит Брунеля был запатентован, а в 1825-м с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

Назад

В нашей стране проходческий щит впервые использовали в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. А при строительстве второй очереди столичной подземки на трассах одновременно работало уже 42 щита – рекорд по объему используемой техники.

Московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. По заказу Мосметростроя канадская фирма Lovat разработала и изготовила ТПМК с наружным диаметром 11 метров. Именно с его использованием столичные метростроевцы впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов. Это произошло на станции «Марьина роща» Люблинско-Дмитровской линии метро.

Назад

Тоннели строятся в самых сложных инженерно-геологических условиях, и современные щиты рассчитаны на проходку в различных грунтах, в том числе в неустойчивых. Комплексы работают в два цикла: сначала разрабатывают грунт, затем возводят обделку, производя монтаж блоков. Средняя скорость проходки щитов сегодня составляет 250-300 метров в месяц.

Назад

Тоннелепроходческий комплекс – это целый завод по переработке грунта. В Москве всегда строили метро щитами диаметром 6 метров, теперь проходка ведется и 10-метровыми машинами-гигантами.

Щиты – «десятки» используют при строительстве двухпутных тоннелей, где в одном тоннеле проходят пути встречных направлений, а платформы находятся по бокам.

Для обслуживания и эксплуатации одного большого щита требуется меньше оборудования для вывоза грунта, сокращается и количество сопутствующей инфраструктуры – это освещение, вентиляция, подвоз тюбингов.

Назад

Метростроители называют проходческие щиты женскими именами. Этот обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю и владельцу известной канадской фирмы LOVAT, выпускающей ТПМК. Он решил, что все щиты компании должны носить женские имена в честь покровительницы подземных работ святой Барбары. Традиция распространилась и на машины других производителей. Сегодня московское метро строят «Татьяна», «Лилия», «Ольга», «Любовь», «Полина», «Софья», «Наталья»…

Назад

Ранее тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) Lovat RME234 SE9200 «Полина» работал на Бутовской и Калининско-Солнцевской линиях метро Москвы, где построил соединительную ветку в электродепо «Солнцево» и оборотные тупики за станцией «Деловой центр».